Сегодня председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев посмотрел, как осваиваются территории вдоль МКАД и констатировал, что инвесторы не спешат брать участки, которые предназначены под строительство паркингов. Об этом сообщает телеграм-канал «Минск.Официально». Разбираемся, почему инвесторы не рвутся строить паркинги у МКАД.

  • Станислав Шаршуков, редактор REALTY.TUT.BY

Сейчас возле кольцевой расположено 15 участков, которые предназначены для стройки паркингов. Но желающих их осваивать нет. Поэтому Владимир Кухарев поручил проанализировать целесообразность строительства на них паркингов и при необходимости рассмотреть возможность изменения функционального назначения этих площадок. И, судя по всему, это рациональное предложение.

Почему в паркингах у МКАД нет экономики?

Как говорят участники рынка, минимальная себестоимость строительства квадратного метра многоуровневого открытого паркинга — около 200 долларов. Это значит, что себестоимость места на 20 «квадратов» — 4 тысячи долларов. Цена его продажи, соответственно, будет уже в районе 5−6 тысяч долларов. И это самый минимум и возле МКАД, где еще есть место для парковки во дворах и вдоль улиц. Естественно, очереди за этими машино-местами не будет.

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

Если же строить не открытый, а закрытый многоуровневый паркинг, то себестоимость метра перешагнет сумму в 400 долларов. Продать такое место у МКАД — вообще без шансов.

Выходит, что пока в таких проектах просто нет экономики. Поэтому участки под паркинги возле кольцевой и стоят, никому не нужные, годами.

А что, если со льготами и помещениями под аренду?

Но, с другой стороны, сейчас в основном никто и не предлагает строить просто паркинги. Как правило, в этих зданиях должны быть также другие помещения под сдачу в аренду. Например, под СТО, магазины и так далее. Предполагается, что они будут давать девелоперу дополнительный заработок. Но тут вопрос: каков процент таких помещений?

Вот, например, площадка под строительство паркинга на улице Наполеона Орды — между ЖК «Мегаполис» и гипермаркетом «ОМА».

Изображение: «Бизнес-портал Минска»

Тут инвестору предлагают построить многоэтажную стоянку с подземным уровнем и объектами обслуживания. Максимальная площадь — до 3600 квадратных метров. Число машино-мест — 100. Учитывая площадь проездов, на «объекты обслуживания» остается совсем мало места. Логично, что много на них и не заработаешь.

Более того, многоуровневый паркинг предлагают строить почти под окнами жилого дома. Минимальное расстояние от стены до стены — 25 метров. Несложно предсказать, с каким сопротивлением жителей столкнется желающий построить тут этот объект.

Изображение: «Бизнес-портал Минска»

Учитывая же подземную составляющую паркинга, себестоимостью в 200−300 долларов тут тоже не обойдешься. А если он должен быть не открытым, а закрытым, то и в 500 долларов вряд ли можно уложиться. Итого, перспективы появления тут паркинга очень туманны. И это несмотря на то, что строить его предлагают по инвестдоговору (то есть со льготами).

Второй участок под строительство паркинга по инвестдоговору находится на улице Каменногорской. Он расположен между кольцевой и несколькими крайними жилыми многоэтажками. По диагонали — парк Уго Чавеса.

Тут предлагается построить комплекс площадью до 44 тысяч квадратных метров. Он должен включать в себя паркинг не менее чем на тысячу машино-мест, плюс помещения торгового, производственного, коммунально-обслуживающего назначения.

Место под паркинг — слева

Несложно посчитать, что парковка съест больше половины площади. И найдутся ли желающие купить тысячу машино-мест минимум за 5−6 тысяч долларов в поле в Каменной Горке, где и так живут не самые богатые люди? Вряд ли. Следовательно, экономики в этом проекте тоже немного.

И это мы описали два единственных участка у МКАД, где можно построить паркинг со льготами. Остальные участки предполагают стройку без льгот.

И что это значит?

Как видим, Владимир Кухарев правильно обозначил проблему. И чем быстрее изменят функциональное назначение никому не нужных площадок под паркинги — тем больше шансов, что они обретут инвесторов.

Если же городу, кровь из носа, здесь нужны именно паркинги, то они должны занимать меньшую часть в составе будущих многофункциональных комплексов. Либо их строительство должно быть дотировано или реализовано государством уже в рамках не каких-то рыночных отношений, а социальных обязательств.

Мнение автора может не отражать точку зрения редакции.